Оценка умственных способностей маленького ребенка всегда была спорным делом, в немалой степени потому, что даваемые оценки ненадежны. Вполне можно сказать, во сколько месяцев будет сидеть средний ребенок без посторонней помощи или когда можно ожидать услышать от него первое, произнесенное им, слово. Но никак нельзя сказать на основании этого об успехах ребенка, когда он пойдет в школу. Дети, развивающиеся более медленно на одном этапе, могут оказаться в числе самых способных учеников в классе в дальнейшем. Все, что способны сделать графики и схемы, так это распознать детей с потенциальными проблемами. Регулярное отставание ребенка от своих сверстников может свидетельствовать о наличии какого-либо отклонения.
В раннем детстве игра и умственное развитие всегда тесно связаны. О том
как развивать ребенка задумываются многие
родители. Когда ребенок играет, он одновременно развивает свои психомоторные навыки и познает окружающий мир. Наблюдение за ребенком во время игры дает ясное представление о том, что он умеет делать и как он понимает мир.
Слишком быстрое развитие
Ясно, что вы желаете только хорошего своему ребенку, однако грань между поощрением и давлением очень тонка. Некоторые родители беспокоятся о том, что их двухлетние дети не пройдут на вступительных экзаменах в «лучшие» дошкольные заведения, и известно, что некоторые из них тратят по 50—60 часов в неделю, чтобы натаскать своих двух или трехлетних детей и тем самым гарантировать им место среди элиты.
Исследователи отмечают, что дети, чье развитие подгоняют, к школьному возрасту становятся нервными, теряют жизнерадостность и мотивацию. Врачи сообщают об увеличении количества детей с ускоренным развитием, страдающих головными болями, расстройствами желудка и нарушением
сна. Психологи наблюдают развитие проблем поведения. В США ситуация приобрела настолько серьезный характер, что академия американских педиатров выпустила брошюры, помогающие педиатрам распознать то, что окрестили «синдромом чудо-ребенка». Не давите на ребенка: он имеет право на радости детства.