Если, РєРѕРіРґР° РІС‹ были ребенком, Сѓ вас были книжки-головоломки, РІС‹, возможно, помните картинки, РЅР° которых вас просили найти спрятанные предметы, разбросанные РїРѕ всему фону. Рспользуя такие РїРѕСЃРѕР±РёСЏ, психологи разделяют людей РЅР° РґРІР° типа: зависящих РѕС‚ фона, которым трудно абстрагироваться РѕС‚ окружения; Рё РЅРµ зависящих РѕС‚ фона, которым это дается легче. Дети становятся менее зависимыми РѕС‚ фона РїРѕ мере роста. РќРѕ индивидуальные различия остаются.
Дети, способные не обращать внимания на фон, обычно ловко манипулируют предметами и хорошо строят. Те дети, которых фон отвлекает (или которые больше внимания обращают на фон), обычно бывают более общительны.
Рисование
Первыми рисунками вашего ребенка, вероятно, будут круглые каракули, которые он выводит, не отрывая карандаша от бумаги. С практикой придет умение рисовать линии и точки и, возможно, мелкие закорючки. Большие каракули станут его рисунками, а маленькие — надписями. Сначала ребенок не имеет намерения рисовать. Прежде он рисует и лишь затем смотрит, что получилось. Однажды его кружочки и точки становятся похожими на человечков, и он рисует так снова и снова. Рисуя человека, он в основном рисует голову. Даже когда позднее он будет пририсовывать
СЂСѓРєРё Рё
ноги, голова остается центром его рисунка, она имеет больше деталей, чем остальные части тела. Когда дети начинают пририсовывать пальцы и глаза, их главной заботой является нарисовать их, второй — пририсовать нужное количество, и лишь затем — нарисовать их там, где нужно. Даже в семилетнем возрасте ребенок может не обращать внимания на относительные размеры: пропорции различных деталей на его рисунках будут неверными.
Когда дети начинают добавлять глаза или пальцы или пририсовывают к дому окна, они не обязательно считают, сколько их должно быть. Важно лишь, что у людей имеются пальцы, а поскольку они очень важны, они также и очень велики: могут быть такими же большими, как
рука. То, как ребенок рисует, отражает его видение мира. Дети редко отмечают изменение размера или местоположения, но всегда замечают, если предметы исчезли. Они сосредоточиваются на одном предмете, а не на
отношениях между ними. Когда они думают о пальцах, они не сравнивают их размер с размером головы,
рук или туловища. Они рисуют нечто новое и очень важное.
Рисунки детей становятся все лучше благодаря практике, вот почему взрослые люди, не бравшие в руки карандаш со времен детства, могут рисовать так же примитивно, как маленькие дети.
Основные вехи в развитии изобразительных навыков
18 МЕСЯЦЕВ — 2 ГОДА. Рисунки похожи на каракули, но линии не хаотичны и рисунок вполне сбалансирован: что-то слева обычно уравновешивается чем-то справа. Ребенок не задается целью нарисовать что-нибудь, просто рисует.
2 ГОДА — 2,5 ГОДА Ваш ребенок по-прежнему не будет рисовать ничего конкретного, но поскольку вы спрашиваете его, что он нарисовал, он скажет вам. На этом этапе дети хорошо рисуют круги, которые изображают все: спрашивая, что это, в разные дни вы получите совершенно разные ответы.
2,5 ГОДА — 3 ГОДА Становится все более и более очевидным, что дети что-то видят на своих рисунках, и ваш ребенок даже может сказать вам, что он собирается нарисовать, прежде чем приступить (хотя он может отступить от намеченного плана, если увидит, что получившееся похоже на что-то другое).
3 ГОДА — 3,5 ГОДА РЎРѕ временем РІС‹ будете РІСЃРµ чаще Рё чаще замечать РєСЂСѓРіРё, квадраты, крестики Рё комбинации этих элементов. Дети начинают заключать нарисованное РІ некое РїРѕРґРѕР±РёРµ РєСЂСѓРіРѕРІ. Р’С‹ можете увидеть крест РІ РєСЂСѓРіРµ или же точки Рё линии. Линии Р±СѓРґСѓС‚ также расходиться РѕС‚ РєСЂСѓРіР°, РєРѕРіРґР° ваш ребенок будет рисовать солнце. Вероятно, именно РЅР° этих фигурах ребенок заметит, что РѕРЅ нарисовал человека, Рё начнет рисовать что-то конкретное. Ребенок задается целью нарисовать человека Рё рисует его. РРЅРѕРіРґР° РѕРЅ помещает предметы РЅРµ РЅР° СЃРІРѕРё места. Глаза РјРѕРіСѓС‚ оказаться РІ РѕРґРЅРѕРј углу лица или даже РЅР° животе. Гораздо важнее, чтобы РІСЃРµ детали присутствовали РЅР° СЂРёСЃСѓРЅРєРµ, чем правильно расположить РёС….
3,5 ГОДА — 4 ГОДА Правильное местоположение становится более важным; ребенок рисует глаза на лице. Туловище может по-прежнему отсутствовать, но снизу отходят ноги. Голова, глаза, нос и рот могут изображаться кружочками.
4 ГОДА — 5 ЛЕТ. Дети обретают больше навыков. Они добавляют больше деталей: люди на их рисунках имеют как руки, так и ноги, а также мелкие детали, такие как пуговицы и
волосы. Рисунки становятся «наполненными»; в небе может лететь самолет, а возле дома может стоять дерево.
Начиная с этого возраста и примерно до восьми лет, рисунки ребенка представляют собой символическое изображение рисуемых предметов, а не реальные картины. «Мой дом» имеет трубу, четыре окна — два вверху и два внизу — и дверь посередине, даже если вы живете в квартире. На рисунке всегда присутствует все, что должно быть, поэтому если ребенок рисует собаку сбоку, у нее все же будет шесть
ног, выстроившихся в ряд снизу. Повернутые мордочки животных улыбаются во весь рот; у кошек имеются усы, у машин четыре колеса.
На рисунках также будет иметься то, чего обычно не видно, например, ребенок в животе матери, а на изображении мужчины, сидящего в кресле, будет целиком мужчина и целиком кресло.