Замечательно, если вы будете объяснять простыми словами, одновременно показывая малышу, как действует погремушка, или показывая ребят постарше, как собирать простую машину из деталей. Разумеется, мало пользы будет от постоянных объяснений и обращений к ребенку, и очень важно делать паузу, чтобы мог ответить ребенок.
Словесное комментирование
Р’С‹ можете объяснять простыми словами то, что РІС‹ делаете, или комментировать действия ребенка. Например: В«Ртот РєСѓР±РёРє слишком большой — СЏ ищу поменьше»; «Ты пытаешься нарисовать дерево? Лучше всего взять РІРѕС‚ эту зеленую краску» Рё С‚. Рґ.
РќР° некоторые РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ можно ответить только односложными «да» или «нет», РЅРѕ нередко РёС… достаточно легко можно заменить РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, которые побуждают ребенка думать. Такие РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ РјРѕРіСѓС‚ начинаться РїРѕ-разному. Например: «Как тебе удалось нарисовать такого красивого человечка?В»: 'Рнтересно, можно ли РІ твою лодку положить еще РѕРґРёРЅ РєСѓР±РёРє? Рли РѕРЅР° утонет?В»; «А что будет, ее «А как РїРѕ-РґСЂСѓРіРѕРјСѓ можно это сделать?В»; «Боюсь, Сѓ меня РЅРµ получается. Как ты это сделал?В»; В«Рнтерес-] РЅРѕ, РіРґРµ нам найти?..В»; «Ты наверняка знаешь, как сделать...В» Стимулируйте общение.
Выражайте свое удовольствие словесно
Детям нравится слышать «Молодец!» в свой адрес, говорится ли это по поводу построенной башни из кубиков, съеденного обеда или того, что ребенок вовремя успел сесть на горшок. Дети испытывают воодушевление, если вы замечаете и комментируете то, что они сделали.
Старайтесь РЅРµ использовать каждый раз РѕРґРЅРё Рё те же слова. Если РІС‹ реагируете РЅР° СЂРёСЃСѓРЅРѕРє или фигурку РёР· пластилина, РіРѕРІРѕСЂСЏ «Очень хорошо», ребенок начнет сомневаться РІ том, что РІС‹ действительно так считаете, — очень СЃРєРѕСЂРѕ это будет звучать искренне. Старайтесь использовать разные фразы РёР· тех, что кажутся вам естественными Рё соответствующими возрасту ребенка. РњРЅРµ очень нравится». Рто для меня? Спасибо».
• «Молодец».
• «Как красиво».
• «Чудесная работа».
• «Здорово получилось».
• «Какой большой/ длинный/ красивый?..»
• «Неужели это ты сделал?»
Припомните прошлое
Четырехлетние и пятилетние дети уже ощущают себя личностями с прошлым в
памяти, настоящим здесь и сейчас и будущим в виде планов. Когда ваш ребенок сталкивается с трудностями в игре, вы можете помочь ему преодолеть их или продолжать попытки, напоминая ему о том, чего он смог добиться раньше. Вы можете вдохнуть силы в ребенка, указав ему на то, сколько всего он умеет делать из того, что давалось ему с трудом всего несколько месяцев назад.
Выражайте интерес
Если вы не участвуете непосредственно в игре ребенка, выказывайте интерес и восхищение, прерывая на минуту свои занятия и с вниманием рассматривая то, что он сделал, или слушая его рассказ или отчет о том, что ему удалось сделать.
Постарайтесь отвести в доме специальное место, где вы могли бы повесить или поставить для всеобщего обозрения его рисунки или поделки, пусть и на короткое время. Не позволяйте ни взрослым, ни детям постарше смеяться над его произведениями.